Чтобы наверняка определить тип неисправности в рулевом управлении, проведите опрос клиента. Вот дополнительные признаки люфта рулевой рейки:
- свободный ход руля до начала поворота колес — более 5–10 градусов;
- характерный стук в области рулевых тяг при проезде лежачих полицейских или неровностей;
- появление вибрации на рулевом колесе;
- машина не держит прямую траекторию и требует постоянных подруливаний;
- увеличение или неравномерность усилия при повороте руля.
В некоторых случаях рулевые рейки могут не проявлять симптомов на холодную. Учитывайте этот момент и проверяйте рулевое управление только после короткой поездки, когда механизм прогрелся.
Основные причины люфта рулевой рейки
Часто причиной люфта становится износ втулок и подшипников, которые обеспечивают плавное движение рулевого вала внутри рейки. Со временем эти элементы стираются. Также к появлению люфта приводят ослабленные крепления — от постоянной вибрации болты, которые крепят корпус рейки к подрамнику, могут ослабнуть.
Все трущиеся детали рейки со временем изнашиваются. Износ шаровых соединений рулевых тяг и наконечников также может приводить к люфту. В гидравлических рейках симптомы, похожие на люфт, часто вызывает некорректная работа усилителя руля. Например, когда клиент заводит машину и сразу поворачивает руль до упора. Тогда насос ГУР создает пиковое давление, а старая, загустевшая жидкость не успевает нормально прокачаться. В результате происходит «сухой» старт, который приводит к повреждениям сальников и утечке жидкости гидроусилителя.
Потемневшая жидкость ГУР с горелым запахом — верный признак износа насоса и загрязнения всей системы. Учитывайте замена рейки без промывки системы и замены насоса может привести к быстрой повторной поломке.
К менее очевидным причинам люфта относятся:
- Коррозия вала рейки под сальниками. Внешне рейка может быть сухой. Но, если машина долго стояла, на валу под манжетами образуется тонкий слой коррозии. Как только клиент начинает ездить, коррозия срабатывает как абразив, мгновенно уничтожая сальник и приводя к люфту и течи. Потому при установке новой или контрактной рейки обязательна проверка вала и удаление малейших следов окисления.
- Перетяжка регулировочной гайки. Если перетянуть регулировочную гайку (упорный подшипник), можно получить перекос и локальный перегрев корпуса, что ведет к деформации и ускоренному износу.
- Износ реактивной шайбы в рейках с гидроусилителем также дает характерный люфт в нейтральном положении, при этом сама рейка может быть в хорошем состоянии.
Чтобы найти точную причину появления люфта рулевой рейки необходимо провести визуальный осмотр этого элемента, а также выполнить серию тестов в динамике, которые помогут визуально установить место повреждения.
Диагностику нужно проводить в двух режимах: на подъемнике, когда колеса вывешены и хорошо видны люфты в наконечниках и тягах, а также под нагрузкой, когда автомобиль стоит на земле. Люфт в самой рейке часто проявляется только под нагрузкой.
Для проверки обязательно нужен помощник. Пока один человек раскачивает руль из стороны в сторону в пределах свободного хода, второй визуально и на ощупь определяет источник стука и люфта в узлах рейки, тяг и наконечников. Используйте динамометрический ключ и специальные приборы для замера момента сопротивления.
Для сложных случаев с ЭУР потребуется сканер, который может считывать данные с датчика угла поворота руля и датчика момента. Такой прибор покажет малейшие отклонения, которые не ощущаются руками.
Рулевые рейки от PST Service Russia гарантируют надежную работу рулевого управления и снижают необходимость в дальнейшем гарантийном обслуживании. Правильная диагностика, честные рекомендации и качественные запчасти при устранении люфта рулевой рейки позволяют сервису показать экспертность и получить нового постоянного клиента.